Богословские статьи Новой учебной Женевской Библии
Духовная природа Божества
«Бог есть дух», — сказал Иисус, обращаясь к женщине-самарянке (Ин 4:24). Обладая всеми свойствами личности, Бог, однако, в отличие от нас, живет не в теле и потому не ограничен ни пространством (Он повсюду пребывает во всей Своей полноте), ни временем (для Него не существует «настоящего момента», к которому Он был бы, подобно нам, привязан). Богословы говорят о Божьей свободе от всяческих рамок и ограничений как о Его беспредельности и необъятности (3 Цар 8:27, Ис 40:12-26, Ис 66:1). Поскольку именно Он поддерживает существование всех вещей в мире, то все сущее постоянно находится в Его разуме, входя в Его всеобъемлющий замысел, «и нет никого, кто мог бы противиться руке Его» (Дан 4:31-32, Еф 1:11).
Бог не подвержен изменениям. Будучи абсолютно совершенным, Он не может меняться ни к лучшему, ни к худшему, а поскольку Он находится вне времени, время не может изменять Его, как оно изменяет все сотворенное (2 Пет 3:8). Бог все время действует, постоянно обновляя мир (Ис 42:9, 2 Кор 5:17, Откр 21:5), с нерушимым постоянством проявляя Свою совершенную сущность. Именно неизменность Божия гарантирует верность словам, которые Он изрек, и замыслам, которые Он предначертал (Чис 23:19, Пс 32:11, Мал 3:6, Иак 1:16-18). Именно Его незыблемым постоянством можно объяснить, почему Он изменяет Свое отношение к людям, если они изменяют свое отношение к Нему (Быт 6:5-7, Исх 32:9-14, 1 Цар 15:11, Ион 3:10).
Бог не подвержен страстям. Это не означает, что Бог бесстрастен и бесчувствен, а свидетельствует, что все Его чувства, как и все Его действия, являются сознательным, добровольным волеизъявлением и одной из сторон Его безграничного бытия Писания упоминают о Божьих эмоциях (радости, скорби, гневе, наслаждении, любви, ненависти и др.), и было бы большой ошибкой забывать о том, что Бог испытывает чувства, хотя эти чувства превосходят любые эмоциональные переживания смертных существ.
Во всех Своих мыслях и действиях Бог участвует всем Своим существом. Эту Его целостность иногда называют «нераздельностью Бога». Одним из удивительнейших качеств личности Бога является то, что Он способен одновременно уделять полное и безраздельное внимание каждой вещи и каждому живому существу в каждой точке вселенной в прошлом, настоящем и будущем (ср. Мф 10:29-30).
Бог есть Дух, и поклоняться Ему следует в духе и истине, как об этом сказал Иисус (Ин 4:24). «В духе» означает — от сердца, обновленного Святым Духом. Никакие обряды, жертвоприношения или правила благочестия не создадут истинного почитания, если не будет участвовать сердце, побужденное к поклонению Святым Духом. «В истине» означает — на основе божественного откровения, вершиной которого является воплощенное Слово, Иисус Христос, Который и есть Истина (Ин 14:6). В Духе «близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине», где бы они ни находились (Пс 144:18 ср. Евр 4:14-16). Благодаря явлению Христа Бог позволил ограниченным, грешным созданиям считать Его, вечного и безграничного, своим Господом. Бог связан со Своим народом обетованиями завета, верными и неизменными, как Он Сам.
Этот материал еще не обсуждался.